Гостевая книга

Ваши отзывы, советы, и размышления оставляйте здесь!

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят.

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых.

И сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед.

А мы порой так равнодушны к ним:

Под Новый год не шлем им поздравлений.

И в суете иль попросту из лени

Не пишем, не заходим, не звоним.

Они нас ждут. Они следят за нами.

И радуются всякий раз за тех,

Кто снова где – то выдержал экзамен

На мужество, на честность, на успех.

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей.

Андрей Дементьев

Гореловой Любови Викторовне посвящается

Отрывки.

***

Человек человеком, а учитель учителем. Недаром про некоторых учителей за спиной говорят: «Она прекрасный человек, но учитель из нее никакой». Каким требованиям должен сейчас отвечать хороший учитель? Какими умениями и навыками должен обладать?

***

Когда мы учились в школе, мы не оценивали Любовь Викторовну как педагога с точки зрения комплекса ее профессиональных умений и навыков. Нам было просто интересно на ее уроках русского языка и литературы, мы уважали ее как личность, не задумываясь, почему. Теперь, оглядываясь назад, понимаешь, что умение быть настоящим учителем - это тяжелая и ответственная работа.

За 20 лет работы в школе Любовь Викторовна обладала всеми группами умений и навыков.

Гностические умения: она умела изучать объект своей деятельности, знала досконально свой предмет, постоянно читала новую литературу, новые источники; умела предвидеть результаты применяемых педагогических средств, форм, методов и приемов обучения (например, в самом начале работы с нашим классом она предложила нам 2 формы работы: беседы и лекционную. При лекционной форме обучения она сначала бы проговаривала основные акценты, тезисы, а потом мы бы искали их в текстах произведений. При беседе мы бы вместе из текстов сами выводили итоговые акценты. Она знала, что наш класс слабый и плохо подготовлен теоретически, поэтому склонялась к первой форме, чтобы, не теряя времени, дать нам как можно больше информации. Но потом решила остановиться на беседе, как более эффективной, интересной, развивающей мыслительную деятельность и активность учащихся форме подачи материала). Она умела анализировать собственные действия, наши действия и действия своих коллег.

Коммуникативные умения: она умела устанавливать отношения сотрудничества с обучаемыми, родителями и коллегами. Ее авторитет в школе был всеми признан. Коллеги постоянно приходили к ней за советом. Секрет бы прост. Она вела себя со всеми абсолютно естественно, говорила что думала, чувствовала о себе и о других, умела установить атмосферу доверия и понимания и в классе и в кабинете директора.

Организаторские умения: как уже говорилось выше, она умела «дружить со временем», чувствовать его. А это очень важное качество при планировании и проведении уроков. Любовь Викторовна умело организовывала образовательный процесс, и мы редко что–то не успевали. Учащихся очень трудно организовать на дополнительные занятия. Но, перед итоговым выпускным сочинением, вступительными экзаменами, мы целую неделю ходили к ней и занимались дополнительно по 2 -3 часа. Она хотела успеть нам додать все, что не дали в свое время другие учителя, разъяснить непонятное нам, чувствовала ответственность за нас. К сожалению, она не была нашим классным руководителем, поэтому внеклассные мероприятия с ней касались только литературы: игры, викторины, походы в театр и на выставки, - все было хорошо организованно, без срывов и чрезвычайных ситуаций.

Конструктивные умения: умение планировать образовательный процесс, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучаемых проявлялось на каждом уроке. Она давала задания сообразно с нашими интересами и способностями. Так, например, наиболее трудное для анализа стихотворение всегда почему-то доставалось мне. Потом мне это очень пригодилось, но тогда я искренне возмущалась подобной «несправедливости». Моя соседка по парте плохо анализировала стихотворения, зато прекрасно рисовала. К уроку «На дне» М. Горького она по просьбе Любови Викторовны сделала прекрасный макет - сцену каталажки, где происходит действие пьесы.

***

Ее лицо было крайне выразительно. Расстраивалась она или огорчалась, мы всегда это замечали. Но даже в самых критических ситуациях она сохраняла свою природную доброжелательность и двойки ставила спокойно и с улыбкой. Когда она рассказывала нам, читала стихотворение, то обязательно смотрела на каждого ученика, прямо в глаза. Вся эмоциональная выразительность ее лица и голоса ярче всего проявлялись при выразительном чтении.

Один из наших уроков был посвящен творчеству В. Брюсова. Любовь Викторовна вначале урока прочитала нам одно из его стихотворений «Творчество». Если бы я прочитала это стихотворение в учебнике, я бы не обратила на него должного внимания. «фиолетовые руки», «эмалевая стена»- глупость какая-то! Но Любовь Викторовна с таким выражением его нам прочитала, протянула все гласные так, что реально нас окутало состояние полусна, темной комнаты, замедлившегося времени и текучего пространства. Выйдя из кабинета, мы потом целую неделю ходили по школе и пугали всех строками стихотворения В. Брюсова, искусно подделывая заунывную интонацию Любовь Викторовны. И сейчас, встретясь случайно с каким-нибудь одноклассником, стоит произнести «Фиоле-етовые ру-у-уки на –а эма-алевой стене-е..», как все начинают смеяться, вспоминая нашу учительницу.

Что касается культуры речи, то, конечно же, она была образцовой, да и как иначе? Ее речь отличалась лексическим богатством, выразительностью, образностью, была грамматически правильной и доступной для восприятия собеседника. Мягкий тембр ее голоса царил в классе, то усиливаясь, то затихая в зависимости от темы и настроения. Четкая дикция и небыстрый темп речи облегчали нам понимание смысла того, что хотела донести до нас учительница.

***

Много еще можно рассказать и вспомнить. Самое главное сказано. Спасибо нашей учительнице за все, что она для нас сделала. Роль учителя в жизни каждого из нас огромна. Любовь Викторовна навсегда останется для меня примером того, каким должен быть Педагог и просто Замечательный человек!))

31.12.2010

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz